Российский электронный наножурнал (нанотехнологии и их применение)

вернуться в обычный режим
Главная / Новости и События / Интервью


Интервью

Биология образования

Татьяна Тихомирова – член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сфере при Совете при президенте Российской Федерации. Также она является председателем образованного год назад Совета молодых учёных Российской академии образования. О том, чем занимается эта организация и чем науки о жизни могут помочь образованию, Татьяна Тихомирова рассказала в интервью STRF.ru во время Всероссийского совещания Советов молодых учёных и специалистов.

Какие перспективные научные направления Вы видите в области образования?

– В рамках Московской недели науки мной была организована научная сессия «Междисциплинарные исследования в образовании». В последнее время стремительно развивающиеся технологии изучения человека предъявляют новые требования к традиционной педагогике. Более того, фактически речь идёт о смене парадигмы традиционной педагогики на образование комплекса наук, который будет использовать и ассимилировать методы различных областей знания.

В частности, на нашей сессии были представлены результаты кросс-культурного анализа психологических признаков, связанных с образованием. Это и познавательные характеристики, и личностные качества, которые способствуют успешности в обучении.

Второе направление – это, в том числе, использование психогенетических методов, которые позволяют выявить роль генотипа и среды в формировании успешности в обучении – в частности, разным академическим дисциплинам. При этом ни в коем случае речь не идёт о какой бы то ни было «генетической селекции». Напротив, именно эти методы способствуют выявлению тех средовых факторов, на которые мы можем воздействовать, увеличив успешность всех обучающихся. В частности, в этом направлении проводятся близнецовые исследования. Как известно, монозиготные и дизиготные близнецы на 100 % и 50 % генетически идентичны, и это позволяет понять, как некие образовательные программы влияют на одних и на других с учётом генотипа.

Все эти исследования способствуют раскрытию механизмов процесса обучения.

Какие наиболее ключевые задачи стоят перед Советом молодых учёных РАО на сегодняшний день?

– У меня есть опыт работы в Российской Академии Наук, я являюсь сотрудником Института психологии РАН. Я знаю, что Союз молодых учёных РАН очень активен, и решила помочь ребятам – молодым учёным из Российской академии образования. На данный момент они получают меньше поддержки со стороны государства – например, по улучшению жилищных условий. Я, конечно, понимаю, что от нас в этом отношении не всё зависит, но мы должны были инициировать некие перемены.

Одна из проблем Российской академии образования, и не только её, – все друг друга плохо знают. Учёные из разных институтов совершенно не в курсе, что исследуют их коллеги в других системах. Но мы хотим, чтобы внутри Российской академии образования сформировались молодёжные научные междисциплинарные группы на уровне лабораторий – а именно лабораторию сейчас можно считать ключевой единицей научной инфраструктуры.

Ещё хотела бы рассказать, что на базе Психологического института Российской академии образования мы проводим курсы, совершенно безвозмездные для молодёжи РАО. На них молодые учёные могут, в том числе повысить уровень знания английского языка, освоить статистический анализ данных.


http://www.nanojournal.ru/events.aspx?cat_id=227&d_no=26689